Добавить сайт в закладки Вход для участников

ПАМЯТЬ О ВОЙНЕ. Почему ее искажают и как. О новом фильме «Молодая Гвардия»

Автор: Николай Челомбитько. Нина Петрова

Николай Челомбитько. Подлинная…ложь о «Молодой гвардии».

Я неожиданно удивился, когда все 100% членов нашего землячества, кому я позвонил после просмотра первых двух серий фильма с названием «Молодая гвардия», заявили, что смотрели фильм до первых двух-трёх перерывов на рекламу, и, поняв, что первый канал выпустил очередной дешёвый ремейк, дальше смотреть сериал не намерены. Пришлось некоторых уговаривать набраться терпения и всё-таки досмотреть эти сюжеты до конца с тем, чтобы затем поделиться своими впечатлениями.
Первые впечатления и…последние.

И только два человека стоически, без моих уговоров, смотрели фильм до конца – это доктор исторических наук, профессор, автор многих книг о Великой Отечественной войне, историк Молодой гвардии Нина Константиновна Петрова и создатель, бессменный директор первого в Советском Союзе школьного музея Молодой гвардии Тамара Александровна Кисничан. Созданный ею более 50 лет назад музей и по настоящее время является лучшим в Москве и служит методическим центром при создании всё новых и новых музеев.

Какие первые впечатления у тех, кто знает подлинную, а не «брендовую» (не путать с «бредовой») историю Молодой гвардии, читал роман Александра Фадеева и смотрел фильм Сергея Герасимова? Большинство, в том числе и я, посидев у экрана около часа, посчитали, что речь идёт не о подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия», а о какой-то другой группе играющей в войну молодёжи. Упоминание о Краснодоне? Так мало ли в мире городов с одинаковыми названиями? Ведь в реальном, Донбассовском Краснодоне, добывали уголь, а не выращивали пшеницу, перегружая её в мешки на протяжении всего фильма. И жили там не только цыгане и евреи, а, главным образом, шахтёры, тридцать человек которых фашисты зверски казнили за нежелание добывать уголь для гитлеровцев. И маменькин сынок Олег Кошевой со своей мамой – прислужницей немецких офицеров — появился в кадрах уже тогда, когда кино перестало смотреть большинство телезрителей.
Изуродованные образы.

Периодически – и смотрела, и не смотрела киносюжеты Народная артистка СССР, Почётный гражданин города Краснодона Инна Владимировна Макарова. В разговоре со мной она сказала, что приходится смотреть, поскольку по телефону одолевают звонки со всей России и возмущаются тем, что накануне 70-летия Великой Победы по Первому каналу выпустили на экраны выдуманные киносюжеты, прикрывающиеся святыми для нас словами «подлинная история». Многие соболезнуют знаменитой артистке в том, что созданный ею образ всенародной любимицы Любы Шевцовой изуродован ещё больше, чем при фашистских пытках. Интеллигентная, чистая и доверчивая Инна Владимировна вежливо и с нескрываемым огорчением отвечает: «Наверное, эта девочка Катя Шпица не читала романа Фадеева. Вот так и получилось».
Нет, уважаемая Инна Владимировна, и режиссёр ремейка Леонид Пляскин, и «эротическая» актриса Катя Шпица, и другие создатели лживых образов читали и смотрели. Зная, что в своей реальной жизни они никогда не станут Сергеем Герасимовым и Инной Макаровой, они легко и безответственно думали не о патриотическом смысле великих произведений, а о «рыночном подходе», о том, как вписаться между рекламой бюстгальтеров и своими навязчивыми заверениями в «подлинности истории».
Не щадят нашей славы
А может и не только о гонорарах заботились создатели лживой подлинности, а выполняли заказ тех, кто пытается переписать историю, кто, говоря словами Лермонтова, «не щадит нашей славы», осознанно и чётко понимает «на что он руку поднимает».

Преступность перед исторической правдой создателей этих киносюжетов не только в том, что они переврали факты, изуродовали образы, а в том, что нагло и без стеснения, настойчиво повторяют: только за ними правда, только они знают подлинную историю. Значит всё, что говорилось прежде, всё, на чём воспиталось несколько поколений молодёжи нашей страны, – это не подлинно. А если так, то надо отобрать звёзды Героев Советского Союза у Олега Кошевого и других молодогвардейцев и вообще поставить под сомнение или переврать в пользу их идейного опустошения многие воистину подлинные подвиги героев-комсомольцев.
Правды много не бывает. Она всегда одна. За Правдой идут миллионы. В неё верят миллионы. Во имя Правды совершаются подвиги. В борьбе за Правду рождаются личности и вырастают патриоты. На Правду всегда повышенный спрос. Правда всегда в дефиците. Подлинная Правда высоко ценится. Поэтому лжецы и мошенники всегда выдают за правду свои измышления и фантазии, надеясь на то, что им поверят не только простаки и наивные люди, но и все, на кого они рассчитывают.
Во имя продвижения лжи
В последнее время ложь, дезинформация и клевета, выдаваемые за правду и подлинность, становятся чуть ли не государственной политикой ряда властных структур и высокопоставленных персон. Во имя продвижения лжи закрываются СМИ, нарушаются права человека, подкупаются или уничтожаются журналисты.

Больше всего подвергается нападкам патриотизм. Некоторые его просто замалчивают, делая вид, что такого понятия вообще не существует. (К таким, на мой взгляд, относятся и создатели фильма о Молодой гвардии). Другие – доморощенные «либералы» — стремятся взять инициативу в свои «просвещённые» руки и, глубоко презирая собственный народ, пытаются дать свои «дефиниции» патриотизма. Один из оппозиционных каналов посвятил проблеме патриотизма целый день и договорился до того, что патриотизм – это худшее зло, которое досталось нам от советского прошлого. Быть патриотом – это удел «совков» и «лохов», людей, не сумевших достичь успеха. Молодёжи вдалбливается негативный смысл слова «патриот». Ему придаётся чуть ли не ругательное значение.

Российские либералы делают вид, что не замечают того, что в «демократической» и «либеральной» державе — США, являющейся для них образцом всего лучшего и прогрессивного, патриотизм воспитывается почти с пелёнок, что американцы являются ярыми патриотами. Во время посещения собраний украинских организаций в США я наблюдал непременный «ритуал», когда все они начинались с исполнения американского гимна. А рядом с трибуной всегда устанавливался флаг Соединённых Штатов.

Молодёжь хочет знать.

Думается, что именно «либеральными дефинициями» руководствовались заказчики, создатели и «демонстраторы» «подлинной истории» Молодой гвардии. Возглавлявший более 35 лет Краснодонский музей Молодой гвардии Анатолий Никитенко справедливо отмечал, что постоянно появлялись и появляются целенаправленные публикации, которые ставят перед собой задачу уничтожить веру молодежи в наши идеалы. Они умышленно не хотят замечать, или пытаются навязать свои ответы на запросы молодёжи, которая всё больше хочет знать правду об исторических событиях и о подлинных исторических героях. Многие молодые люди осознают, что юные краснодонцы отдали свою жизнь в общей борьбе против фашизма всех народов Советского Союза. В последние годы состоялись поездки «Поездов памяти» московской молодёжи в город Краснодон, в которых приняло участие несколько тысяч молодых москвичей. О всё возрастающем интересе современных юношей и девушек к бессмертному подвигу молодогвардейцев свидетельствует то, что одновременное представительство молодёжи Москвы на памятных мероприятиях, посвящённых 70-летию создания «Молодой гвардии», было самым многочисленным за всё время существования музея в Краснодоне. В России возрождаются существовавшие ранее и открываются новые школьные музеи «Молодой гвардии»; в Москве проводятся праздники Краснодонской улицы, молодёжные вечера «Это было в Краснодоне» и т. п.

Краснодонцы — потомки молодогвардейцев с большим уважением относятся к тем, кто по достоинству оценивает героический подвиг их земляков. За 70-летнюю историю существования музея в Краснодоне его посетило несколько миллионов молодых людей со всего мира. Краснодонцы с горечью воспринимают всякие попытки новых толкователей и знатоков «подлинной» истории. Большой патриот и популяризатор подвига молодогвардейцев, многолетний директор Краснодонского музея, Почётный член Луганского землячества в Москве Анатолий Григорьевич Никитенко почти всегда заканчивал экскурсии по музею стихами:
Всё испытав, мы знаем сами,
Что в час психических атак,
Сердца, не занятые нами,
Не мешкая, займет наш враг.
Он их займет, займет, как доты
Займет, засядет в нас разя
Сердца… ведь это же высоты,
Которых отдавать нельзя.

Не могу судить о поэтических достоинствах стихов, но уверен, если мы не будем увлекать молодёжь на площади в городе Краснодоне, на улицы Краснодонскую и Молодогвардейскую в Москве, если будем сеять сомнения относительно нашей истории, то кто-то другой увлечёт её на другие площади.
«Молодую гвардию» создали ОУН-УПА».

И как это всё соответствует устремлениям нынешних «монополистов правды» — главарей националистического руководства, завладевшего властными кабинетами в Киеве!

Это их «подлинные исследователи» и их заокеанские наставники считают, что «Молодая гвардия» была создана не Краснодонскими комсомольцами, а украинскими националистами из ОУН-УПА. Один из провидникив ОУН — гражданин США Евгений Стахив ещё с 1955 года настойчиво утверждает, что «Молодая гвардия» — это созданное им в Донбассе националистическое подполье.

Видимо за это в 1997 году президент Л. Кучма наградил его орденом «За заслуги» III степени, а в 2006 году — президент В. Ющенко — орденом Ярослава Мудрого. Некоторое время назад львовская газета «За вильну Украину» сообщала о том, что якобы «Молодая гвардия» была чисто ОУНовской организацией. Что якобы в Краснодон была специально направлена группа молодых людей для создания молодежного ОУНовского движения. Что они выполнили это поручение и создали организацию «Молодая гвардия», которая боролась не столько с немцами, сколько с большевиками. Вот такая она «подлинная история» «Молодой гвардии»!

Может эту «самую подлинную историю» «Молодой гвардии» имели в виду создатели сериала под одноимённым названием? Ведь их «творчество истории» подстать деяниям тех профашиствующих элементов, которые сносят памятники героям войны, освободителям Европы и воздвигают на их месте изваяния своих, «подлинных героев».
Что делать с этим боевиком?
Что же делать с этим боевиком? Не запрещать же? Ведь он уже, к сожалению, засветился на экране телевизора и понравился какой-то части зрителей. Ответ один: надо чаще показывать киноэпопею Сергея Герасимова «Молодая гвардия», вернуть в школьные программы изучение романа «Молодая гвардия» Александра Фадеева.

И, кстати, почему бы не показать фильм С. Герасимова в дни празднования 70-летия Победы по каналу «Россия-1», или по ТВЦ, или «Звезда»? Ведь они же конкурируют! Сговорились, что ли? Ещё не поздно!

Уверен, если показать на экране подлинные произведения патриотического искусства, а не римейковскую туфту, героическая «Молодая гвардия» вновь победит, как побеждала своих недругов и политических извращенцев на протяжении всей своей более чем 70-летней истории.

Н. И. Челомбитько, Президент Луганского землячества в Москве, Руководитель общественного Представительства Луганской области,Почетный Председатель Совета землячеств Украины.

Документы свидетельствуют
В канун 70-летия Победы в Великой Отечественной войне Первый канал Центрального телевидения широко рекламировал выход в свет нового художественного фильма «Молодая гвардия». Акцент в рекламе, чтобы привлечь зрителей, был сделан на тот факт, что фильм сделан на новых исторических свидетельствах и документах, которые ранее были неизвестны ни читателям романа «Молодая гвардия» А. Фадеева, ни зрителям великолепной киноленты режиссера С. Герасимова, созданной по роману.
В одном из своих интервью в эти же майские дни режиссер Л. Пляскин говорил о том, что его «фильм – не ремейк легендарной картины Сергея Герасимова и не экранизация романа Фадеева. Путь молодогвардейцев — это легенда, которая обросла мифами и домыслами. Мы представляем свой взгляд на их подвиг, основываясь на историческом материале».[1]. И далее там же: «Мы связывались с родственниками и свидетелями событий, происходивших во время войны на Донбассе, и некоторые их рассказы мы включили в сценарий». А сценарист Анна Суворова констатировала: «наш фильм – это современный взгляд на события в Краснодоне во время Великой Отечественной Войне».
И вот это интересно. Во-первых. Если это легенда, то почему она так живуча, почему о ней так много дискуссий и споров? Эти и другие подобные вопросы возникали и возникают уже более 70-ти лет. И во-вторых. Почему режиссер и сценарист не ознакомились с подлинными документами, собранными в сборнике «Молодая гвардия» г. Краснодон – художественный вымысел и историческая реальность», который был издан в издательстве «Вече» в 2003 году в рамках реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы» и был рекомендован Научным Советом РГАСПИ и Ученым Советом ИРИ РАН. Напомним, а для тех, кто не в курсе дела объяснить, что в этой оригинальной публикации впервые была предпринята попытка не только проследить историю «Молодой гвардии» от первого упоминания о ней по официальным документам до ее гибели, показать процесс создания мифов, связанных с ее деятельностью. И это было сделано на архивных документах, которые хранились ранее в закрытых фондах и лишь во второй половине 90-х годов прошлого века были рассекречены, но далеко не полностью. Эти документы были извлечены из 20 фондов восьми архивов Российской Федерации и Украины в результате изучения свыше 800 дел. Подлинные документы организации отсутствуют. В «Молодой гвардии» они не велись. Замечу, что в РГАСПИ в фонде М-1, в описи 53 хранится самая подлинная коллекция документов по подпольной организации г. Краснодона. Так какие же новые рассекреченные документы использовали при создании появившейся версии о героях комсомольско-молодежного подполья в г. Краснодоне?! Кто мог поделиться с режиссером и сценаристом такими нелепыми историями, как работа кабаре в небольшом оккупированном фашистами городе, где до войны был всего один клуб и там собиралась молодежь? А вымышленная дружба Олега Кошевого с одним из оккупантов? Или организация Олегом взрыва в шахте? Или надуманная сентиментальная история любви Виктора Третьякевича с еврейкой Соней? А ведь и жители в городе, и по документам архива известно о нежной дружбе Виктора и Ани Соповой. Эта девушка тоже была сброшена в шурф шахты, а на стеле-памятнике фамилии Соповой и Третьякевича идут друг за другом. Когда стало известно, что готовится новый фильм о краснодонцах-героях, ко мне позвонила племянница Виктора Третьякевича. Эту женщину, которой уже далеко за восемьдесят лет и которая многие годы посвятила восстановлению доброго имени В. Третьякевича, зовут Елена Михайловна Самарина. Она была обеспокоена тем, как будет показан в новом фильме Виктор. По моему совету Е. М. Самарина обратилась с письмом на имя режиссера и он ее заверил, что все будет освещено верно. Это была ее единственная «консультация» постановщиком оргигинальной версии или нового прочтения истории о героизме молодежи Краснодона. Именно о героизме молодежи, оставшейся на оккупированной территории, но непокоренной врагом и объединившейся на борьбу с врагом.
Режиссер Л. Пляскин говорил, что «Молодая гвардия» — это история про войну и детство». Напомним, что по сохранившемуся списочному составу из 70 названных молодогвардейцев 6 человек были в возрасте 14–15 лет, 49 человек были в возрасте 16-18лет, а остальные старше. Какие это дети? Это была молодежь, шахтерская молодежь, воспитанная в духе преданности Родине, в духе беззаветного служения ей в минуты нависшей опасности. Это были юноши и девушки, которые мечтали о будущем, о любви и счастье, но когда пришел враг, они сплотились в борьбе против него. Несмотря на то, что обучение в школах Донбасса было хорошим, оно не позволяло ученикам так владеть немецким языком, как рассказывают кадры кино и тем самым вызывают очевидное раздражение. Да и из музыкальных инструментов в Донбассе были популярны гитара и мандолина. И где это научился играть В. Третьякевич так виртуозно на скрипке, остается загадкой. Но известно, что он любил и хорошо играл на мандолине.
Можно отметить немало неточностей, которые бросаются в глаза тем, кто знаком с историей «Молодой гвардии». Но это задача рецензентов и кинокритиков подробного анализа плюсов и минусов картины. Думается, что положительным моментом является попытка показать Виктора Третьякевича одним из активных организаторов подполья, что соответствует исторической правде. Это не ревизия подвига молодогвардейцев, а документально подтвержденная реальность, нравится это кому-то или нет. Если есть сомнения, то рекомендую ознакомиться с документами этого сборника. При этом сам экранный образ очень далек от того Виктора, которого мы знаем по воспоминанием его товарищей и родственников. По жизни он был среди молодогвардейцев сверстником, товарищем, а в фильме это человек много старше тех с кем в одной организации, по крайней мере лет на десять. И вот еще один вопрос: зачем так уничижительно воссоздавать образ Олега Кошевого? Или наше современное киноискусство растеряло дар быть объективным и относиться с уважением к тем, кто удостоен народного уважения, чей подвиг отмечен звездой Героя Советского Союза?!
Олег Кошевой и Виктор Третьякевич – это два Героя «Молодой гвардии». Оба погибли в январе 1943 года: первый в конце января был расстрелян в г. Ровеньки, а второго в января с первой группой арестованных живым сбросили в шурф. К сожалению, в силу различных причин их роль и вклад в организацию комсомольско-молодежного подполья долгие годы были известны не в полном объеме. Мешал и тот факт, что до 1959 года В. Третьякевича обвиняли в предательстве членов «Молодой гвардии». Обвинение было снято после того как был пойман предатель Родины В. Д. Подтынный и состоялся процесс, в ходе которого с В. Третьякевича были сняты все обвинения. И через 17 лет после обвинения он был полностью реабилитирован, а подвиг его был отмечен орденом Отечественной войны 1 степени.
История «Молодой гвардии» — это история коллективного подвига молодежи г. Краснодона, когда они осознано объединились на борьбу против врага, понимая, что хотя их силы неравны, но они должны делать все возможное, чтобы вредить врагу. Так они были воспитаны комсомолом, школой, своей Родиной. Даже умирая, они верили в Победу и что их будут помнить.
Доктор исторических наук Нина Петрова

Главная О движении Новости Стать участником Комсомол в Кузбассе Статьи Фото Музыка Видео Контакты
ОДВК «Ветераны комсомола» 2009 © Перепечатка материалов возможна при указании ссылки